«Подвиг альпинистов-маскировщиков»
22.01.25
Маскировку важнейших объектов Ленинграда начали в первые недели войны. У немецких «языков», взятых советскими разведчиками, обнаружили свернутые в рулоны фотографии панорамы Ленинграда, на которых в качестве артиллерийских привязок были отмечены золоченые шпили и купола.. Попытки укрыть их брезентовыми чехлами с помощью аэростатов воздушного заграждения не увенчались успехом: аэростаты сносило ветром, люди не могли работать на таких огромных воздушных качелях.
В результате золоченые доминанты решили покрасить шаровой краской, которой красят военные корабли. Работы по покраске купола и звонницы Исаакиевского собора считались технически несложными, поэтому их доверили рабочим, обученным опытным альпинистом, участником Советско-финской войны Алоизом Зембой. 11 июля 1941 года главки Исаакиевского собора слились с серым ленинградским небом.
Сложнейшую задачу представляла собой маскировка Петропавловского и Никольского соборов, Адмиралтейства и Инженерного замка. Амплитуда раскачивания шпиля Петропавловского собора при сильном ветре достигала 1,8 метра. Как его покрасить на 122-метровой высоте?
Метод гальванопластики, с помощью которого производилось золочение Исаакиевского и Петропавловского соборов, позволял впоследствии снять краску с помощью химикатов без последствий для позолоты. А вот шпиль Адмиралтейства покрыт тончайшими золотыми пластинами, покрасить их краской - значит уничтожить. На «Адмиралтейскую иглу» решили надеть маскировочный чехол из мешковины.
Первым делом приступили к маскировке шпиля Адмиралтейства. Маскировочный чехол для него сшили из мешковины за одну ночь. Получилась гигантская юбка с одним боковым швом весом около полутонны, которую предстояло поднять на 72-метровую высоту, «прострочить» по шву и «ошпаговать», чтобы она не парусила на ветру.
Альпинист Михаил Бобров, поднявшись наверх, надел парусиновый чехол с завязками на кораблик-флюгер, с помощью полосок из брезента «забинтовал» корону и шток шпиля.
С помощью грузового блока, установленного Алоизом Зембой, начали подъем маскировочного чехла. Закрепленная Бобровым гигантская «юбка» была стянута бечевками, чтобы чехол на парусил.
Дальше к работе приступили альпинисты Ольга Фирсова и Александра Пригожева. Они постепенно подрезали бечевки, расправляли чехол, сшивали мешковину и стягивали ее репшнурами, по 3-4 часа сидя под обстрелами на тонкой дощечке, подвешенной на веревочных петлях к блоку. Маскировка шпиля Адмиралтейства продолжалась больше двух недель. Самую сложную работу предстояло выполнить на шпиле Петропавловского собора. Для нанесения маскировочной краски решили использовать систему высотных блоков. Работы начались поздней осенью, когда в пятый раз были сокращены нормы выдачи продовольствия. Альпинисты Михаил Бобров и Алоиз Земба поднимались на колокольню для оценки фронта работ. Шпиль покорился не сразу. Только на седьмой день ежедневных восхождений Боброву удалось закрепить блоки для себя и ведер с краской.
Постепенно метр за метром альпинисты покрывали позолоту серой краской. Краска замерзала на 35-градусном морозе, отслаивалась, одно и то же место приходилось окрашивать несколько раз. Работы были выполнены. Подвиг альпинистов сохранил для нас неповторимую красоту города.